На прошлой неделе были подведены итоги конкурса исследовательских работ «Факты, мифы и легенды Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» среди учеников общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» и воспитанников Детских железных дорог.
Конкурс был организован к 45-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Его участниками стали учащиеся школ ОАО «РЖД» и воспитанники Детских железных дорог. Для своего исследования ребята могли выбрать любую тему, связанную с историей и перспективами развития БАМа.
На первом этапе конкурсантов оценивали дорожные комиссии. Среди критериев оценки – чёткость формулировки темы, её оригинальность, а также логичность построения работы, обоснованность выводов автора, разнообразие использованных источников. Во второй этап конкурса вышли 48 работ, из которых комиссия выбрала обладателей первого, второго и третьего мест.
«Бронзу» разделили между собой авторы трёх работ: ученица средней общеобразовательной школы № 50 ОАО «РЖД» на станции Ерофей Павлович Забайкальской дороги Мария Батура с работой «БАМ – особая страница в истории»; ученик школы-интерната № 22 ОАО «РЖД» на станции Улан-Удэ Восточно-Сибирской дороги Александр Некипелов, представивший работу «Воспоминания и легенды о Гоуджеките»; ученица школы-интерната № 15 ОАО «РЖД» на станции Челябинск Южно-Уральской дороги Анастасия Шкерина, которая провела исследование «Вклад уральцев в строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
«С детства я много путешествую вместе с семьёй и знаю, что есть много разных железных дорог. Мне стало интересно, как строилась в суровых условиях вечной мерзлоты Байкало-Амурская магистраль, о которой мне рассказывала мама – учительница географии, – поделилась восьмиклассница Анастасия Шкерина. – Узнать об этом хотелось напрямую от ветеранов строительства, но найти информацию о них было очень сложно: я ходила в городские библиотеки, музей, обращалась в архивы. Так удалось найти Фаину Фёдоровну и её мужа Николая Петровича Поповых. Они приехали на БАМ в 1977 году вместе с двумя детьми. От них я узнала, как они работали и обустраивали быт в таких сложных условиях. В будущем я бы тоже хотела связать свою жизнь с железной дорогой и, конечно, побывать на БАМе».
Второе место досталось ученикам школы-интерната № 7 ОАО «РЖД» на станции Волгоград Приволжской дороги Анне Абрамовой, Артёму Пискову и Никите Скабелину, которые провели исследование на тему «Геополитическая роль Байкало-Амурской железнодорожной магистрали». Дипломом за второе место будет награждён также воспитанник Октябрьской Малой железной дороги Олег Ермолаев за исследовательскую работу «БАМ наводит мосты».
Первое место присуждено ученикам школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» на станции Барабинск Западно-Сибирской дороги Данилу Зинченко и Тимуру Манасытову за исследование «История БАМа в судьбе Многолетовых», а также ученице школы-интерната № 24 ОАО «РЖД» на станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги Марии Скляровой за работу «Символика БАМа».
«У нас в школе есть историко-патриотический музей «Наследие», где мы регулярно проводим встречи школьников с ветеранами. Частый гость нашего музея – Любовь Ивановна Многолетова, в 1977 году она вслед за мужем уехала из Новосибирска на БАМ, – рассказывает научный руководитель Данилы Зинченко и Тимура Манасытова, учитель истории и обществознания школы-интерната № 18 ОАО «РЖД» Татьяна Некрестова. – Любовь Ивановна и её муж Виктор Георгиевич отдали БАМу 35 лет. Когда мы узнали о конкурсе, то не сомневались, что работа ребят будет посвящена именно этой обычной, но в то же время «геройской» семье. Все знают о значении БАМа для истории страны, но нам хотелось рассказать о том, какую роль сыграл БАМ в судьбе одной семьи».
Как приложение к своей работе семиклассники Данил и Тимур своими руками создали интерактивную книгу, рассказывающую о растениях и животных, обитающих на территории БАМа, полезных ископаемых, отдельные разделы посвящены станциям БАМа, художественным и музыкальным произведениям, воспевающим магистраль. «Создание книги очень увлекло ребят, – говорит Татьяна Некрестова. – На мой взгляд, с помощью такого интерактивного формата можно помочь школьникам полюбить историю».
«БАМ – важная часть истории российских железных дорог, к которой должны приобщаться представители юного поколения железнодорожников. Мы надеемся, что участие в конкурсе способствовало развитию у ребят навыков исследовательской деятельности», – отметил заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский.
по материалам газеты "Гудок" (https://www.gudok.ru/bam/?ID=1467909)