ОРКСЭ (основы религиозной культуры и светской этики) - Критерии оценивания
Обновлено: 02.09.2014
Оценка на уроках ОРКСЭ
Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но зачётный.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
1.Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
- Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
- Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
- Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.
- Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
- Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2.Ведение бальной сетки.
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:
- активная работа на уроке — 1 балл,
- выполнение домашнего задания — 2 балла,
- активное участие в групповой работе — 2 балла,
- выполнение творческого задания — 3 балла,
- выполнение дополнительного задания — 3 балла,
- составление проекта — 4 балла и т. д.
3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
4.Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
- в форме праздника с приглашение зрителей;
- в форме конкурса с приглашением жюри;
- в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.
Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?
Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.
1.Педагогическое наблюдение.
Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.
- Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладения учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны и мало структурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъективность снимается.
- Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
- Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта , а не объяснения или оценки.
- Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от случая к случаю.
- Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.
Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, произвольность и продуктивность деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возможность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельности, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитательных задач в рамках курса ОРКСЭ.
Данные наблюдений могут быть зафиксированы в портфолио вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.
2.Ведение бальной сетки.
Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу по которой будут начисляться баллы. Например:
- активная работа на уроке — 1 балл,
- выполнение домашнего задания — 2 балла,
- активное участие в групповой работе — 2 балла,
- выполнение творческого задания — 3 балла,
- выполнение дополнительного задания — 3 балла,
- составление проекта — 4 балла и т. д.
3.Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).
В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов достаточно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.
Базовые критерии достаточно просты:
- Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
- Я мог выполнить работу значительно лучше;
- Я плохо работал на уроке.
Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающимися. Можно предложить цветовое или символическое оформление.
Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия в групповой работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.
Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску информации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.
4.Защита проекта.
Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соединив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:
- в форме праздника с приглашение зрителей;
- в форме конкурса с приглашением жюри;
- в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.
Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у обучающихся сформированы все группы универсальных учебных действий.